Забавы молодых/ Евгений Герасимов / 1987 Мне дико нравится та жадность, с которой кино перестройки открывает реальность. Тюрьма, школа, колледж, детдом, хулиганы, проститутки, бандиты. Как будто режиссеры впервые столкнулись нос к носу с реальностью, и увидели: мир велик и разнообразен. Так мало в этих фильмах уныния и тоски семидесятых, много насилия, наркотиков, отчаяния, но все на каких-то повышенных предельных тонах, что бьет ключом, и не только по голове. И сюжеты, как правило, такие простые-простые. Любовь и смерть, добро и зло. Как в песне вики цыгановой. Ну и что! Кино учится говорить по слогам, незазорно. Вот и здесь. История про то как девочка шутя хотела влюбить в себя учителя, она думала, это шутка, а оказалось –всерьез. Это прямо как в книжке Ренаты Литвиновой, помните: « - вы позволяли собой увлекаться? - почему нет? Да. - вы позволяли себе увлекаться вслед? - я — да, почему нет? - отвечать чужой любви? - ну да, бывало, бывало. –и в итоге увлекаться еще больше, чем тот, кто увлекся вами первый?...». Правда, эта история не про любовь, как чувственное, не про эротику. Я долго думала, на что это похоже, и наконец вспомнила. Лолита? Нет, не то. Алиса в городах? Бумажная луна? Нет, больше всего это похоже на фильм «Деревья были большими». Там одинокий Никулин выдавал себя за отца девушки -сироты. Ни для чего, просто так. В поисках последнего жалкого человеческого тепла. От одинокости и неволи. И вот здесь тоже. Когда они в конце идут обнявшись, в этом совсем нет никакой эротики. Не любовь он нашел, а человеческую душу. И объятие – дружеское. Забавен, конечно, сам образ Любшина в роли учителя физкультуры. Ну какой из него физрук. В этом конечно вся суть прекраснодушных перестроечных заблуждений. И вот коллизия. Не романтическая, коллизия именно гуманистическая. Вот интеллигентный Любшин в шляпе, а вот борзая молодежь. Борзая молодежь – главный герой фильмов восьмидесятых, начиная с «Пацанов» Асановой (1983) и заканчивая «Дорогой Еленой Сергеевной» (1988). Это какой –то очень точный срез социальных настроений той поры. По состоянию на сегодня, можно, наверно, констатировать, что класс «борзой молодежи» победил. Победил Физрук. Но не любшинский, а нагиевский.

Теги: кино

Теги других блогов: кино